Мастер-класс
Облака
Добро пожаловать на мастер-класс, в котором мы попробуем разные состояния хлопковой бумаги, а также нарисуем различные облака!

Для начала давайте подготовим материалы, которые нам понадобятся, а также разберемся в качествах хлопковой бумаги

Ирина Шагина
@legko_art
Материалы

1. Акварель. Нам подойдет любая акварель, обязательно смочите ее перед началом работы, чтобы было легче набирать насыщенный цвет и не нести лишнюю влагу на лист
2. Бумага. В данной работе я использую бумагу формата А4 100% хлопок марки Baohong среднее зерно плотностью 200г. Вы можете выбрать любую хлопковую бумагу, любой плотности и фактуры, но оптимально и наиболее удобно будет среднее зерно и плотность 300г (чтобы меньше вело от воды в сухой и мокрой технике). Подробнее о бумаге поговорим дальше
3. Кисти. Стандартные круглые кисти оптимального под формат размера, 1-2 штуки, ворс белка, колонок, имитация белки, мягкая синтетика, а также флейц-кисть (широкая плоская), для быстрого и равномерного смачивания листа, лучше из натурального ворса (пони, коза и тд)
4. Простой карандаш (у меня автоматический) и ластик (у меня клячка, а также ластик в карандаше для мелких исправлений)
5. Планшет и малярный скотч, чтобы закрепить лист, пульверизатор с водой, чтобы смочить акварель, сухая салфетка или полотенце, чтобы убирать лишнюю влагу с кисти
А теперь поговорим о бумаге.

Она бывает двух видов - целлюлозная, хлопковая и микс. В миксе как правило указан процент хлопка в составе. Нельзя сказать, что один вид бумаги лучше, а другой хуже - они просто используются для разных техник и разных задач. Целлюлозная бумага быстрее сохнет, цвет как правило остается более ярким (так как не уходит в глубины бумаги, а остается на ее поверхности), легче создать акварельные подтеки. Хлопковая бумага же предназначена для более длительных живописных работ, для мокрых техник, для множества слоев.
Из-за того, что хлопковая бумага сохнет дольше, краска дольше и плавнее растекается внутри волокон, поэтому все заливки выглядят гораздо более мягкими и равномерными. В то же время это может быть и проблемой, так как на вымытый от краски участок цвет все равно продолжает течь.

Фактура. Чаще всего можно встретить 3 вида фактуры, называться они могут по разному:
- мелкое зерно, Hot Pressed (HP), Satin
- среднее зерно, Cold Pressed, Grain Fin
- крупное зерно, Rough, Torchon
Выбор фактуры идет под задачи и удобство для художника.

Плотность - это по сути толщина бумаги.
Рекомендую брать не ниже 200г, потому что она будет сильно волниться от воды и рисовать будет тяжело. Если рисуете на отдельных листах крупных форматов, закрепленных малярным скотчем - тогда легче всего совладать будет с плотностью 300г.
Но 200г-бумагу крупного формата можно использовать, если вы натягиваете ее на планшет (тут показала как) или смачиваете с двух сторон и лепите на планшет (это мы попробуем с вами в одном из видео)

В любом случае сразу хочу сказать - хлопковая бумага не панацея! Она не будет рисовать за вас, с ней тоже случаются разные неожиданные моменты, как с целлюлозой, на ней тоже нужно контролировать уровень воды/краски, так что рисуйте, практикуйтесь и не возлагайте лишних надежд, главное - суметь перестроиться!
Перейдем к практике и выполним 3 работы в разной технике
Работа 1.
Грозовые облака по мокрой бумаге

Стандартная для нас техника, когда лист смачивается с одной стороны, а затем мы работаем по мокрой поверхности. Пока поверхность еще влажная, краску можно перемещать, вымывать, вливать и тд.
Референс
Результат
Работа 2.
Кучевые облака и яркое небо по сухому листу

Запаситесь кистью покрупнее, ведь если краска на крупной заливке присохнет к сухому листу - на хлопке вымыть ее будет очень и очень сложно. При этом на сухом листе будет хорошо получаться рваный белый край облака.
Референс
Результат
Работа 3.
Закат и работа по сырой бумаге, смоченной с двух сторон

Метод, позволяющий работать на бумаге невысокой плотности без эффекта волнистости, так как с обратной стороны он крепко держится за планшет водой. А еще здесь можно делать более мягкие перетекания цвета, чем на сухой бумаге, при этом не боясь за слишком сильное перетекание одного цвета в другой, как на мокрой бумаге. Свои недостатки конечно тоже есть, все в видео :)
Референс
Результат
Референсы для самостоятельных работ:
Подведем итоги
Выбор техники - момент тонкий, и тут скорее нужно выбирать по собственным ощущениям и удобству. Главное - это не то, насколько и как у вас будет смочен лист, а то, насколько вы сможете вовремя положить/убрать краску и растянуть ее до нужного момента.

Пробуйте рисовать, экспериментируйте!
Желаю вам успехов!
Made on
Tilda